Яркие результаты демократических преобразований
Завершился длившийся почти два года важный политический процесс, связанный с подготовкой и проведением выборов: сформированы новый парламент страны и местные Кенгаши. Обновлен состав правительства и руководства в регионах. Выборы проводились на основе многопартийности, альтернативности, принципов гласности и транспарентности, в соответствии с общепризнанными демократическими стандартами. Как отметил глава государства Шавкат Мирзиёев, состоявшиеся выборы в парламент и местные Кенгаши стали важным политическим экзаменом для Узбекистана, и наш народ достойно проявил себя в этом процессе.
Об итогах этого важного события в общественно-политической жизни нашей страны беседа с председателем Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, заслуженным юристом Республики Узбекистан Мирзо-Улугбеком АБДУСАЛОМОВЫМ.
Следуя главным принципам
— Мирзо-Улугбек Элчиевич, какие аспекты вы бы особо выделили в состоявшихся выборах?
— Прежде всего я отметил бы саму атмосферу выборов, которые проходили в обстановке стабильности, с присущими нашему народу толерантностью, благородством, взаимным уважением, политико-правовой культурой и древними традициями.
Не было случаев попирания принципов демократии, неправильного толкования свободы слова, грубого нарушения общественного порядка, что наблюдалось при проведении выборов в некоторых странах.
Все процессы, связанные с подготовкой и проведением выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов, проводились справедливо, открыто и прозрачно, в соответствии с демократическими нормами, отвечая обязательствам, что приняла наша страна в качестве полноправного субъекта международных отношений.
Это подтвердили непосредственно наблюдавшие за избирательным процессом представители авторитетных международных организаций, в частности, миссии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, ШОС, СНГ, Совета сотрудничества тюркоязычных государств, а также мнения сотен наблюдателей из зарубежных стран в интервью средствам массовой информации.
Самое важное, гражданам были созданы все условия для свободного волеизъявления, гарантированного Конституцией страны.
Все это является результатом проводимых по инициативе Президента Шавката Мирзиёева масштабных, последовательных и ускоренных реформ, направленных на поэтапное изменение и повышение уровня экономической, социальной и политической жизни Узбекистана.
Доверие — высокая честь
— Народ связывает большие надежды с новым парламентом нового Узбекистана. На ваш взгляд, соразмерен ли его потенциал оказанному высокому доверию?
— Безусловно. По итогам парламентских выборов Центральная избирательная комиссия зарегистрировала 150 депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса и 98 членов Сената, среди которых 14 — назначены членами Сената по указу Президента. Состоялись первые заседания обеих палат парламента и местных Кенгашей. Политические партии сформировали свои фракции в нижней палате.
В результате выборов, проводившихся под лозунгом «Новый Узбекистан — новые выборы», согласно конституционным правилам и международным избирательным стандартам, достигнута периодичность обновления состава законодательной власти Узбекистана и представительных местных органов власти. И как продолжение избирательного процесса обновлена исполнительная власть. Это поспособствует принятию справедливых законов и решений, которые будут служить интересам народа и страны.
Доверие избирателей, 33-миллионного народа, а также главы государства — это большая честь, которой удостаиваются немногие.
Как отметили международные наблюдатели, на выборах, которые в современной истории Узбекистана впервые проводились в реальной конкурентной борьбе, нелегко было получить мандат. И это естественно. За мандаты бескомпромиссно боролись представители пяти политических партий.
В ходе предвыборной кампании поднималось множество проблем. В прямом эфире транслировались открытые предвыборные дебаты политических партий. Обсуждались острые вопросы, которые волнуют наше общество.
Как отметил глава государства, могли ли мы на прежних парламентских выборах представить себе такую политическую атмосферу, в которой можно было открыто говорить и об успехах, и о недостатках?
Теперь на каждого сенатора, депутата возложена очень большая ответственность перед каждым избирателем, перед всем народом и Президентом. Эта ответственность заключается в возможности внести достойный вклад в повышение благосостояния народа, обеспечение вхождения Узбекистана в ряд развитых государств мира.
Для дальнейшего развития нашей Родины избранникам народа предстоит мобилизовать все свои силы, научный, творческий, лидерский потенциал и человеческие качества. На этом пути мы желаем им больших успехов, проявления твердой воли и вдохновения.
Атмосфера здоровой конкуренции
— В одном из интервью, опубликованном в нашей газете, вы говорили о мониторинге выборов почти шестьюстами наблюдателями от международных организаций и зарубежных государств. Состоялся ли предполагаемый рекорд по количеству наблюдателей?
— Впечатляющие цифры связаны с возрастающим интересом мирового сообщества к происходящим в Узбекистане большим демократическим преобразованиям. Демократические реформы — единственно правильный для нашего народа путь.
Часто говорят: выборы — зеркало демократии. В любой стране такие общепризнанные демократические принципы, как открытость, гласность, свобода слова, право избирать и быть избранным, прежде всего проявляются именно в процессе выборов.
Прошедшие выборы в Узбекистане мониторили непосредственно 825 наблюдателей от десяти международных организаций, пятидесяти зарубежных стран, 1 155 представителей местных и зарубежных средств массовой информации, и они отметили, что выборы прошли в обстановке здоровой конкуренции, острых дебатов и дискуссий между политическими партиями.
Наблюдатели убедились, в Узбекистане процессы модернизации и демократизации приобрели необратимый характер, открытость и гласность присутствуют во всех сферах жизни государства и общества. Принципиальный подход ко всему стал одним из приоритетных направлений в политике страны.
Например, предварительный отчет полномасштабной миссии БДИПЧ ОБСЕ существенно отличается от всех отчетов этой организации по наблюдениям выборов в Узбекистане с 1999 года. В нем подчеркивается, что выборы были проведены в контексте всеобъемлющих реформ, инициированных Президентом Шавкатом Мирзиёевым в 2017 году и нацеленных на поэтапную трансформацию экономической, общественной и политической жизни Узбекистана.
Без коллизий и несоответствий
— Выборы впервые проводились на основе Избирательного кодекса. Как это повлияло на их результат?
— Без коренного обновления избирательного законодательства и принятия соответствующего национальному опыту и международным стандартам Избирательного кодекса, инициированного главой государства, было бы невозможно проведение демократических выборов.
24 июня 2019 года был принят Избирательный кодекс, в котором систематизированы нормы более 20 законов и подзаконных актов, касающиеся выборов.
Представьте себе: пять законов «О выборах Президента Республики Узбекистан», «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов», «О гарантиях избирательных прав граждан», «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан» и более двадцати других нормативно-правовых актов — положения, инструкции и другое. Если сложить все эти документы, получится довольно объемная книга. К тому же в каждом из этих законов, подобно припеву в песне, повторяются идентичные нормы и правила.
Нетрудно представить, с какими сложностями приходилось сталкиваться в ходе проведения выборов членам участковых избирательных комиссий, то есть непрофессионалам, например, учителям в отдаленных кишлаках, о рядовом же избирателе и говорить не приходится.
Кодекс устранил взаимные несоответствия и коллизии, исключил двоякое толкование норм законодательства, дублирующие нормы.
В Послании Олий Мажлису 24 января текущего года глава государства особо отметил, что важной задачей для нас является повышение электоральной культуры населения, политической активности партий, совершенствование их работы со своими избирателями.
В ходе реализации этой задачи важную роль будет играть Избирательный кодекс, который содержит четкие процедуры по проведению демократических выборов и все составляющие общей избирательной системы. Правовые основы выборов четко сформированы, последовательны и доступны для понимания.
Говоря о предоставляемых кодексом возможностях, следует сказать, что этим документом усилена роль политических партий в жизни общества, избирательное законодательство унифицировано с международными избирательными стандартами.
Стало большим достижением введение практики выдвижения кандидатов во все представительные власти только от политических партий. Отменен институт предоставления депутатских квот представителям Экологического движения Узбекистана при сохранении 150 депутатских мест в Законодательной палате. В результате на прошедших выборах конкурировали пять политических партий, и новая Экологическая партия Узбекистана достойно ее выдержала — заняла 15 депутатских мест в нижней палате парламента.
Новой практикой в национальной избирательной системе стало формирование Единого электронного списка избирателей. В этот список, составленный с целью обеспечения полноценной работы информационно-коммуникационной системы управления избирательным процессом, были внесены данные о свыше 20,5 миллиона граждан. В ней были размещены сведения о 6 720 окружных и 10 260 участковых избирательных комиссиях по проведению выборов депутатов в Законодательную палату, областные, районные (городские) Кенгаши. Внесены данные о всех 170 313 членах участковых избирательных комиссий.
Это способствовало устранению бумажной волокиты и формализма, точному учету избирателей, подотчетности должностных лиц по подготовке и проведению выборов и созданию благоприятных условий для избирателей в процессе голосования.
Ранее члены Сената избирались на основе положения, утвержденного Центральной избирательной комиссией. Эта практика становилась причиной определенных упреков. На прошедших выборах состав Сената избирался в соответствии с Избирательным кодексом.
Важным новшеством в избирательной практике страны стало и предоставление права голосования лицам, совершившим не особо тяжкие преступления и не представляющим большую опасность.
На пресс-конференции, состоявшейся 22 декабря 2019 года в Международном пресс-центре Центральной избирательной комиссии, министр внутренних дел Пулат Бобожонов отметил, что до 11 часов 2 715 избирателей, или 75 процентов, находящихся в предварительных следственных изоляторах и местах лишения свободы, использовали свое право проголосовать.
Как подчеркнул министр, до дня выборов 18 кандидатов в депутаты, четыре наблюдателя от международных организаций и один журналист провели встречи с лицами, находящимися в тюрьмах и местах лишения свободы.
Участие в выборах наблюдателей от органов самоуправления граждан, что соответствует статье 33 Избирательного кодекса, способствовало усилению общественного, то есть народного контроля, в процессе проведения важного политического мероприятия, обеспечению открытости, гласности и прозрачности выборов. Впервые за выборами наблюдало более 70 тысяч представителей политических партий и органов самоуправления граждан.
Утро началось с гимна
— Утром 22 декабря на избирательных участках прозвучал Государственный гимн. Такое нововведение очень тепло и волнительно воспринималось избирателями.
— Ранее в законодательстве не было этой нормы. В соответствии со статьей 54 Избирательного кодекса впервые до начала голосования на избирательных участках, в том числе на 55 избирательных участках за рубежом, прозвучал Государственный гимн нашей Родины. Такое торжественное начало важного политического мероприятия, безусловно, способствует укреплению в наших сердцах чувства гордости за страну.
— Много ли было досрочно проголосовавших избирателей?
—Досрочное голосование—это норма, соответствующая международным избирательным стандартам. Для избирателей — еще одна возможность выполнить свой гражданский долг, невзирая на разные обстоятельства. Этот процесс, согласно постановлению Центральной избирательной комиссии, проводился 12—18 декабря. Досрочно проголосовали 150 тысяч избирателей, кто, к примеру, был в отъезде в день выборов. В их числе оказались 90 тысяч граждан, находящихся за рубежом. Это менее одного процента от общего числа избирателей, но в 18 раз больше, чем досрочно проголосовавших на парламентских выборах 2014 года.
— Соотечественники, проживающие за рубежом, с благодарностью восприняли предоставленную им возможность участвовать в выборах.
— В соответствии с Избирательным кодексом всем соотечественникам, проживающим за рубежом, впервые была предоставлена возможность для голосования. Ранее в голосовании участвовали только граждане, официально зарегистрированные в консульских учреждениях. На 55 избирательных участках в 38 странах проголосовали 112 411 избирателей — в десять раз больше, чем в 2014 году.
Возросло представительство женщин
— Мирзо-Улугбек Элчиевич, в нижней палате нового парламента представлено много женщин.
— В этом нет ничего удивительного: в Законодательной палате сейчас законотворческой деятельностью занимаются 48 женщин. Это в три раза больше, чем в 2014 году. Возросло представительство женщин в Сенате и местных Кенгашах.
Одним из важнейших направлений государственной политики нашей страны является обеспечение гендерного равенства и толерантности, участие женщин в принятии решений, касающихся общественно-политической жизни государства и общества, расширение их избирательных прав и возможностей, защита законных интересов, дальнейшее повышение активности и общественного статуса.
Есть с чем сравнить
— Проведенная Центральной избирательной комиссией совместно с организациями-партнерами работа по подготовке и проведению выборов положительно оценена Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. Представители наблюдательной миссии СНГ подтвердили высокий уровень этой работы. Однако не секрет, что в ходе избирательной кампании на местах были зафиксированы и отдельные правонарушения.
— Подготовка и проведение выборов — важный процесс, сложная работа, требующая много времени и концентрации. В процессе голосования на более чем десяти тысячах избирательных участков работали почти 180 тысяч человек. Все члены участковых избирательных комиссий прошли обучение, связанное с избирательным законодательством, приобретали навыки на семинарах-тренингах от квалифицированных экспертов. Но нельзя обойти вниманием тот факт, что это люди, профессиональная деятельность которых не связана непосредственно с практикой выборов. В основном это учителя, люди разных профессий, представители общественных организаций. Так что могли допустить некоторые ошибки.
Не буду скрывать, ранее немало было случаев голосования одним человеком за нескольких граждан, проведение агитации в день выборов, неправильная регистрация документов по итогам голосования. Просто об этом умалчивали.
Значимость проводимых в новом Узбекистане демократических преобразований заключается в том, что огласке придаются не только достижения, но и проблемы, определяются меры по их устранению. В устранении допущенных в избирательном процессе отдельных недостатков большую работу провели кандидаты в депутаты, наблюдатели, представители средств массовой информации, особенно блогеры и соотечественники в социальных сетях.
Выступая на первом заседании Законодательной палаты, глава государства подробно проанализировал проблемы, отметив необходимость незамедлительного серьезного поиска решений по устранению допущенных ошибок и недостатков. Центральной избирательной комиссией в этой связи намечено проведение в нынешнем году форума с участием экспертов, которые поддержали эту инициативу.
Диапазон необходимых знаний
— Для членов участковых избирательных комиссий были организованы семинары, но они проводились и в прежние годы. В чем их отличие?
С принятием Избирательного кодекса Центральной избирательной комиссией была принята Программа основных мероприятий по подготовке к выборам 2019 года. К выполнению одной из ее задач — обучению кандидатов в члены участковых избирательных комиссий —мы приступили еще 3 августа.
На двухдневных семинарах-тренингах с применением интерактивных методов в восемь этапов по стране повысили квалификацию в целом около 180 тысяч человек. Мероприятия месячника по пропаганде избирательного законодательства, который проводился с 20 октября по 20 ноября и охватил миллионы избирателей, по признанию экспертов, приобрели общенациональный масштаб.
В истории нашей страны впервые была организована такая масштабная работа по обучению и пропаганде избирательного законодательства. Ранее такое обучение начиналось поздней осенью, после объявления избирательной кампании, а занятия проводились в больших залах на 300—400 человек с участием членов избирательных комиссий. Вся учеба ограничивалась слушанием скучных докладов на протяжении двух-трех часов. Причинами тому были дефицит времени, отсутствие финансовых возможностей для привлечения квалифицированных специалистов и экспертов.
Заступили на дежурство
— В процессе выборов обращений и жалоб населения было больше, чем обычно?
— В ходе выборов было как никогда много обращений. Это знак того, что в нашем обществе все более утверждаются открытость, гласность, среди народа укрепляется вера в справедливость и чувство причастности к судьбе страны.
Борьба с нарушениями на выборах — генеральное направление работы для всех участковых комиссий, в том числе Центризбиркома. Ни одно из обращений не должно оставаться вне внимания.
В Международном пресс-центре Центризбиркома с начала избирательной кампании до 7 января текущего года работал call-center. Обращения от жителей Узбекистана поступали по бесплатному телефонному номеру 1197, от живущих за рубежом наших граждан по телефонному номеру (998) 55 502 44 44. На все вопросы (а их было 1 021) своевременно и квалифицированно отвечали ответственные работники ЦИК, а также ведущие эксперты по выборам.
В целях оперативного рассмотрения обращений населения по распоряжению председателя Верховного суда Республики Узбекистан от 13 декабря 2019 года в Верховном суде и во всех судах были сформированы штабы, и с 16 декабря 2019 года до 3 января 2020 года во всех областных и районных (городских) административных судах было организовано постоянное дежурство судей. Дежурства также несли во всех звеньях прокуратуры и органов внутренних дел.
Оперативно реагировали на все обращения и сигналы о нарушениях избирательного законодательства, появляющиеся в СМИ и социальных сетях. Члены, ведущие специалисты Центризбиркома при необходимости вместе с представителями органов прокуратуры выезжали на места, изучали проблему и предпринимали соответствующие меры. Имели место случаи, когда соответствующие органы заводили административные дела.
Проведенную работу можно рассматривать как результат осуществляемых в стране масштабных реформ, высокого уважения и внимания к правам человека.
Теледебаты, марафоны, митинги
— Как были обеспечены принципы открытости и гласности в избирательном процессе?
— На выборах тайно проводилось только голосование. Все избирательные комиссии организовали свою работу открыто и прозрачно.
По сведениям экспертов, которые вели мониторинг избирательной кампании, в СМИ, социальных сетях, Telegram-каналах на разных языках увидели свет более 42 тысяч выступлений по выборам, в том числе около четырех тысяч — критического характера.
Как известно, борьба между политическими партиями за депутатские места превзошла ожидания. Об этом свидетельствовали предвыборные встречи, теледебаты, выступления в средствах массовой информации, социальных сетях, на веб-сайтах политических партий, не наблюдавшиеся в практике прежних выборов митинги и марафоны. В мероприятиях приняли участие сотни тысяч человек.
Это тоже проявление утверждаемой в стране свободы слова и печати.
В помощь цифровые технологии
— Переход к цифровой экономике намечен в стране в качестве приоритетной задачи на 2020 год. Как планирует Центризбирком внедрять в избирательную систему современные информационные технологии?
— Более двух лет назад в нашей стране начата работа в этом направлении. Внедрены и успешно применены в прошедших выборах информационная система управления избирательным процессом, Единый электронный список избирателей. Ведущие специалисты в области избирательного права, эксперты международных организаций охарактеризовали это новшество как инновационное.
Задействование важного новшества— мобильного приложения «Saylov-2019» также облегчило работу организаторов выборов, избирателей, экспертов, наблюдателей, кандидатов, активистов партий. В приложении разместили все нормативно-правовые акты по выборам, состав, адреса, телефоны избирательных комиссий всех уровней, учебные материалы, памятки и методические рекомендации для участников выборов, электронную библиотеку, ответы на вопросы на узбекском, каракалпакском и русском языках.
Нововведение получило отличную оценку за содействие работе членов избирательных комиссий.
В день выборов при помощи 120 видеокамер, установленных в порядке эксперимента на шестидесяти избирательных участках в разных регионах страны, процесс голосования транслировался в Международном пресс-центре ЦИК и по интернету в режиме онлайн. Также в экспериментальном порядке на двадцати избирательных участках для уточнения личности граждан в процессе голосования использовалось шестьдесят приборов считывания биометрических документов.
Масштаб и весомость системных преобразований в национальной избирательной системе, проводимых в соответствии с постановлением Президента «О мерах по внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в избирательный процесс» от 4 октября 2018 года, будет расширяться в Год развития науки, просвещения и цифровой экономики.
Время вносит коррективы
— Есть ли предложения по совершенствованию избирательного законодательства?
— Такие предложения были. Избирательное законодательство — одно из самых эффективных и последовательно развивающихся направлений в национальной правовой системе страны. Его совершенствование, изучение — процесс продолжительный.
Вы, наверное, обратили внимание: раньше голосование начиналось в шесть часов утра и продолжалось 14 часов. С учетом общественного мнения в Избирательном кодексе намечено проведение голосования с восьми до двадцати часов, и то, что это правильно, подтвердилось на прошедших выборах. Теперь поступают предложения
о переносе выборов на весенние или осенние месяцы, что удобнее для населения.
Также было бы полезно пересмотреть вопросы совершенствования механизмов подсчета голосов в день выборов и оперативного официального направления предварительных результатов в Центральную избирательную комиссию. При этом важную роль будут играть цифровые технологии. Надеемся, новый парламент учтет эти предложения, которые можно внести в избирательное законодательство.
В целом состоявшиеся выборы вновь продемонстрировали сплоченность нашего народа на пути построения демократического правового государства и формирования сильного гражданского общества, дальнейшего повышения уровня и качества жизни населения, реализации намеченных в Стратегии действий задач.
Газета «Народное слово»