Центральная Азия и арабские государства Залива: задействовать огромный потенциал
Внешняя политика Узбекистана вступила в период резкой активизации. Как результат внимания, уделяемого росту авторитета республики на региональной и международной арене, последовательной реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022—2026 годы политические, экономические и культурные связи с ведущими государствами мира, региональными и международными институтами поднялись на невиданный ранее ускоренный уровень. Благодаря политике, основанной на открытости и прагматизме, отношения Узбекистана с внешними партнерами еще более укрепились.
Об этом свидетельствует и вторая встреча министров иностранных дел Стратегического диалога «Центральная Азия — Совет сотрудничества арабских государств Залива», которая состоялась 15 апреля 2024 года в столице.
Ташкент стал местом проведения важного международного форума, который должен придать практический вектор новому формату межрегионального взаимодействия. Это сотрудничество основано на традициях многовековых отношений народов Центральной Азии и арабских государств Залива, на сегодняшнем огромном потенциале для взаимовыгодного партнерства.
До 2017 года договоренности, подписанные между Узбекистаном и странами Залива, не исполнялись в полной мере. Это было во многом связано с нестабильностью на Ближнем Востоке и в Афганистане. Благодаря политической воле главы нашего государства найдены незадействованные ранее возможности взаимных связей, устранено недоверие.
7 сентября 2022 года в столице Саудовской Аравии — Эр-Рияде состоялась первая встреча министров Стратегического диалога в формате «Центральная Азия — Совет сотрудничества арабских государств Залива». На ней министры иностранных дел Бахрейна, Катара, Кувейта, ОАЭ, Омана, Саудовской Аравии, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана обсудили текущее состояние и перспективы дальнейшего укрепления отношений между странами совета и государствами Центральной Азии в сферах политики, безопасности, торговли и инвестиций, образования, здравоохранения, культуры, молодежи и спорта. Восстановлены мосты доверия. Как результат, государства Центральной Азии и страны Залива стали надежными партнерами. Все участники формата заинтересованы в расширении практического сотрудничества двух регионов в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах. При этом важной основой развития и активизации взаимодействия являются исторические связи между двумя регионами.
Перспективы такого формата подтверждаются итогами первого саммита глав государств Центральной Азии и Совета сотрудничества арабских государств Залива, который состоялся 19 июля 2023 года в Саудовской Аравии. На нем главы государств утвердили план совместных действий, определяющий долгосрочные
направления взаимовыгодного сотрудничества, рассчитанный до 2027 года.
Президент Шавкат Мирзиёев в выступлении на саммите особо отметил роль государств Залива, обладающих огромными экономическими, природными и интеллектуальными ресурсами, в обеспечении глобальной стабильности и энергетической безопасности. Предложил провести очередное заседание саммита высшего уровня в Узбекистане. Предложение было единогласно поддержано.
Глава государства исходя из положительного опыта внес инициативу — расширить практическое сотрудничество между двумя регионами в таких важных направлениях, как политика, технологии и инвестиции, зеленая экономика, укрепление торговых и транспортных связей, экология и изменение климата, туризм, культура и образование.
Совместно с ведущими компаниями «АCWA Power», «Мasdar», «Мubadala», TACA, «Nebras Power» строятся солнечные и ветряные станции общей мощностью более 15 гигаватт, реализуются проекты по энергохранилищам. Это первое направление. Узбекистан поставил цель беспрерывно обеспечивать население и субъекты предпринимательства энергией, перейти на экологичные альтернативные источники энергии, то есть оптимально использовать возможности арабских стран.
Второе направление — транспорт и логистика. Одна из приоритетных задач — вывод на мировой рынок своей конкурентоспособной продукции. Регион Залива создает новые перспективы для взаимосвязанности транспортно-логистических направлений. Наряду с развитием межрегиональной торговли появятся возможности для выхода на новые рынки, диверсификации транспортных коридоров. В результате не только Узбекистан, но и Центральная Азия превратится в важную часть региональной взаимосвязанности между Востоком и Западом, Севером и Югом. Государства Залива смогут выполнять роль стран-транзитов для выхода на мировые рынки.
Страны Залива, как и Центральноазиатского региона, выбрали путь невмешательства в региональные конфликты, при урегулировании проблем безопасности в качестве важной темы рассматривают экономические вопросы. В частности, Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Кувейт и Катар заинтересованы в осуществлении крупных региональных геоэкономических проектов. Поэтому в последнее время эти государства, отказавшись от противоречивого отношения к Ирану, придерживаются пути сотрудничества. Саудовская Аравия при посредничестве Китая помирилась с Ираном и вновь открыла дипломатические представительства, что создало на Ближнем Востоке и в Регионе Залива благоприятную обстановку для торговли и инвестиций.
Даже в условиях имеющихся трудностей арабские государства считаются быстроразвивающимися странами. Это третье направление. Страны в этом регионе считаются ведущими в мире по добыче, производству и экспорту и оказывают большое влияние на мировой энергетический рынок. Узбекистан, имеющий свои энергетические ресурсы, учитывает этот аспект. Компании Саудовской Аравии и ОАЭ намного продвинулись вперед в сфере строительства мощностей альтернативной энергетики, ее переводе на зеленые рельсы. Они активно вошли на энергетический рынок Узбекистана, строят солнечные и ветряные электростанции.
Страны Залива — потребители узбекской продукции, технологий и некоторых видов сырья, они также представляют интерес в качестве источника инвестиций. Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Бахрейн являются долгосрочным источником капитала для развитых и развивающихся стран. В частности, средства инвестиционного фонда ОАЭ превышают один триллион долларов, объем общего инвестиционного капитала в странах Залива составляет 3,2 триллиона долларов.
Ведущие арабские государства имеют большой опыт в привлечении иностранных инвестиций. С учетом влияния стран Залива в системе международных отношений, их значения и роли в международной торговле и промышленности, инвестиционных и технологических возможностей Узбекистан заинтересован в налаживании и углублении взаимовыгодных экономических отношений. Это окажет положительное влияние и на урегулирование проблем региональной безопасности, и на дальнейшее стимулирование развития национальной экономики.
У нас общие устремления по обеспечению мира и безопасности. Одно из них — добиться долгосрочного мира в Афганистане, что до настоящего времени мешало развитию наших связей. Узбекистан — самая заинтересованная страна в этом вопросе. Потому серьезно намерен оказать помощь в подъеме экономики, участии в региональных проектах и восстановлении инфраструктуры. В этом процессе важную роль играет и привлечение авторитетных государств Залива к процессу стабилизации на афганской земле. Это будет способствовать достижению необходимого уровня доверия между государствами и налаживанию полноценного партнерства.
Развитие связей с государствами — членами Совета сотрудничества арабских государств Залива — одно из приоритетных направлений внешней политики Узбекистана. Потому следует напомнить о целях и задачах этой структуры.
Совет сотрудничества арабских государств Залива создан 25 мая 1981 года. Это ведущий регион в поставке углеводородов, а также авторитетный мировой финансовый центр.
Основная цель организации — координация, сотрудничество и интеграция в экономических, социальных и культурных вопросах. Совет сотрудничества также стимулирует научный и технологический прогресс в промышленности, сельском хозяйстве и сохранении водных ресурсов.
Организация призвана расширять сотрудничество государств-членов в разных сферах, разрабатывать общие позиции по актуальным международным и региональным проблемам. Благодаря особому географическому расположению Регион Залива — самый крупный центр связи между тремя континентами, располагает богатыми ресурсами, связан с крупнейшими водными бассейнами мира. Все это превратило его в один из важных стратегических регионов. Водный путь имеет большое значение для государств этой территории, а также на внутренней и региональных аренах. Потому государства Залива делают акцент на политике добрососедства.
В течение последних десятилетий страны Совета сотрудничества арабских государств Залива продемонстрировали большой потенциал, максимально сократив зависимость от внешнего мира.
Ташкентская встреча министров иностранных дел, являясь очередным шагом сторон в деле полной реализации потенциала друг друга, будет способствовать дальнейшему укреплению взаимопонимания и равноправного партнерства между быстроразвивающимися государствами двух регионов, выведет многогранные связи на совершенно новый этап.
Тулкин Тешабаев,
ректор Ташкентского государственного экономического университета, профессор.