Международные транспортные связи в рамках Организации Тюркских Государств развиваются ускоренными темпами
Обеспечение взаимосвязанности в сфере транспорта и коммуникаций играет важную роль в дальнейшем развитии экономических связей и общем развитии стран и регионов - членов Организации тюркских государств (ОТГ).
Учитывая данный аспект, 12 ноября 2021 года Президент Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на 8-м Саммите Организации тюркских государств отдельно отметил необходимость системного налаживания сотрудничества в сфере транспорта и транзита.
Как подчеркнул в своем выступлении лидер Узбекистана, регионы тюркских народов на протяжении тысячелетий выполняли задачу транспортного и торгового моста между Востоком и Западом, Севером и Югом.
Ситуация, наблюдаемая сегодня в мире, требует общих подходов к развитию сферы транспорта и коммуникаций и диверсификации маршрутов перевозки внешнеторговых грузов. Учитывая сложившуюся ситуацию, важно развивать альтернативные транспортные маршруты, еще больше облегчать процессы международных грузоперевозок в сотрудничестве со странами-членами ОТГ и странами региона, внедрять цифровые технологии на местах и повышать транзитный потенциал региона.
В результате в настоящее время динамично развиваются торгово-экономические связи между странами-членами Организации тюркских государств. В частности, в прошлом году внешнеторговый оборот Узбекистана со странами-членами ОТГ составил 10 миллиардов долларов. Из них объем экспорта составил 3,6 миллиардов долларов, а объем импорта - 6,4 миллиарда долларов.
Объем экспортно-импортных грузоперевозок Узбекистана со странами ОТГ в 2023 году превысил 15,5 млн тонн, что составляет 24% от общего объема международных грузоперевозок Узбекистана.
Следует отметить, что крупнейшим партнером Узбекистана в рамках ОТГ является Казахстан, доля которого в общих грузоперевозках составляет 72% (11,2 млн тонн). Вторая по величине доля приходится на Кыргызстан и составляет 3,3 млн тонн (21%). Объем перевозок с Азербайджаном достиг 69,5 тыс. тонн, а с Турцией - 937,8 тыс. тонн.
Взаимный товарооборот Узбекистана со странами-членами Организации тюркских государств в течение 2023 года составил 8,7 млрд долларов США, в том числе объем экспорта - 3,4 млрд долларов, импорта - 5,3 млрд долларов.
Турция и страны Центральной Азии входят в число основных торгово-экономических партнеров Узбекистана, с Азербайджаном и странами региона действует режим свободной торговли, а с Турцией и Венгрией - режим наибольшего благоприятствования.
Крупнейшими договоренностями, достигнутыми в транспортной сфере в рамках ОТГ, являются «Соглашение о международных комбинированных грузоперевозках между странами – членами Организации тюркских государств» и «Программа транспортной взаимосвязанности», подписанные 11 ноября 2022 года на 9-м саммите ОТГ.
Для справки: Соглашение о международных комбинированных грузоперевозках между странами – членами Организации тюркских государств предусматривает меры по обеспечению соединения и транзитных услуг на железнодорожных линиях, соединяющих территории государств, в том числе международных контейнерных блок-поездов «RO-LA» (перевозка объектов автомобильного транспорта на железнодорожных платформах), «RO-RO» (перевозка автотранспортных средств на судах). Кроме того, предусматривается обмен предварительной информацией в целях ускорения таможенных процедур для поездов, въезжающих на территорию своих государств.
Кроме того, Президент Узбекистана призвал к развитию Транскаспийского международного коридора в направлении “Ближний Восток-Запад” и укреплению транспортного сотрудничества между государствами-участниками и присоединению к электронной системе обмена разрешительными бланками e-Permit, запущенной между Турцией и Узбекистаном. В настоящее время ведется работа по налаживанию интеграции в этом направлении.
Следует отметить, что кратчайшие трансконтинентальные маршруты между Европой и Азией проходят через тюркские государства, поэтому их объединение и интеграция будут активно способствовать не только увеличению объемов транзитных грузоперевозок, но и развитию всех стран Евразийского континента.
Это большой рынок, охватывающий около 200 миллионов человек на площади более 4 миллионов квадратных километров, находящихся в сфере влияния организации. Кроме того, транспортные коридоры Азербайджана и Турецкой Республики очень эффективны в организации экспорта на европейские рынки различных товаров, производимых в тюркоязычных странах Центральной Азии.
В рамках Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств в 2021 году главы государств единогласно заявили о своей приверженности использованию существующих и перспективных региональных транспортных коридоров в общих интересах государств-членов и их интеграции в Транскаспийский международный транспортный коридор в направлении «Восток-Запад».
Совместная цель развития Транскаспийского международного транспортного коридора в направлении «Восток-Запад» нашла свое отражение в стратегическом документе «Видение тюркского мира-2040.»
Следует отметить, что Узбекистан активно использует маршруты «Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан - Каспийское море - Азербайджан - Грузия - Турция - Европа», «Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Казахстан - Каспийское море - Азербайджан - Грузия - Турция - Европа», проходящие через Каспийское море. Кроме того, в рамках сотрудничества ОТГ ведется работа по развитию Транскаспийского международного транспортного коридора с участием узбекской, казахской, кыргызской, азербайджанской и турецкой сторон.
Как отмечалось в выступлении Президента Узбекистана на неформальном саммите Тюркского совета в марте 2021 года, важно обеспечить выход через Центральную Азию на основные мировые рынки, в том числе в Китай, Индию, Пакистан и другие азиатские страны, а также на европейские рынки через Азербайджан и Турцию.
Как известно, Индия, Пакистан и Китай давно проявляют интерес к доступу к сухопутным транспортным артериям. Сегодня 97 процентов товарооборота между Индией, Пакистаном и странами Европейского Союза и Китаем осуществляется по морю.
Это, в свою очередь, создает необходимые условия для рассмотрения тюркских государств как привлекательного и удобного транзитного перекрестка, что будет способствовать значительному сокращению маршрутных расстояний.
Ярким примером успешной работы в этом направлении является подписание Соглашения по проекту железной дороги «Китай - Кыргызстан - Узбекистан», строительство которой запланировано в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь».
Следует отметить, что объем грузоперевозок Китая с такими странами, как Турция, Иран, Туркменистан, Афганистан, Пакистан, составил около 50 миллионов тонн, основная часть грузоперевозок осуществлялась морским транспортом.
Исходя из текущей геополитической ситуации, часть груза в объеме около 10 миллионов тонн можно привлечь на маршрут «Китай - Кыргызстан - Узбекистан», и при условии стабильной организации грузоперевозок по маршруту до 2040 года объем грузоперевозок может значительно увеличиться.
Кроме того, установлено постоянное сотрудничество с железнодорожными администрациями Кыргызстана, Туркменистана и Турции по развитию транспортного коридора «Азиатско-Тихоокеанский регион - Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан - Азербайджан - Грузия - Турция» (CASCA+), кроме того, планируется создание совместного железнодорожного предприятия между администрациями Казахстана и Узбекистана.
В целях создания благоприятных условий в вышеуказанных направлениях, в частности для перевода на электронную систему и упрощения оформления грузов в процессе перевозок, создания условий единой перевозки грузов, начиная с 2012 года в Узбекистане проводится системная, поэтапная работа по цифровизации системы международных дорожных перевозок (МДП).
Это привело к тому, что Узбекистан стал первой страной в Центральной Азии, внедрившей технологии TIR-EPD, Real-Time SafeTIR, AskTIRweb, и одним из первых в мире начал апробацию технологии электронной гарантии в рамках системы МДП.
17 ноября 2020 года между Узбекистаном и Казахстаном были проведены тестовые перевозки на первом автомобильном транспорте с применением электронных гарантий (e-TIR).
Впоследствии, в марте 2022 года между Узбекистаном и Таджикистаном были проведены аналогичные грузоперевозки с Кыргызской Республикой.
В декабре 2022 года была осуществлена первая в мире перевозка с использованием системы е-TIR в полном соответствии с приложением 11 к Конвенции между Узбекистаном и Азербайджаном о МДП.
Таким образом, Узбекистан подтвердил свою полную готовность к полному и оперативному внедрению передовых электронных средств МДП и переходу на регулярную работу на их основе.
В соответствии с договоренностями, достигнутыми в рамках неформального саммита Совета сотрудничества ОТГ в марте 2021 года, между Министерством транспорта Республики Узбекистан и Министерством транспорта и инфраструктуры Турции начата работа по запуску проекта электронного обмена бланками разрешений (e-Permit).
Предложения Узбекистана по развитию сотрудничества с тюркскими государствами в транспортной сфере
В рамках 7-го саммита ОТГ, состоявшегося 14-15 октября 2019 года в Баку, Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев предложил соответствующим учреждениям/организациям государств-членов рассмотреть возможность использования современной инфраструктуры портов Актау, Туркменбаши Алят, Самсун и Мерсин, использовать взаимовыгодные скидки и льготы для государств-членов Тюркского совета при строительстве транзитных и логистических центров, а также при перевозке внешнеторговых товаров.
Восьмой саммит ОТГ, состоявшийся 12 ноября 2021 года, запомнился инициативой Президента Узбекистана Ш.Мирзиёева о разработке Программы обеспечения взаимосвязанности ОТГ в транспортной сфере, что позволит найти практические решения по развитию межрегиональных мультимодальных коридоров.
Кроме того, все главы государств поддержали подписание Протокола «О создании упрощенного таможенного коридора между правительствами государств-членов Организации тюркских государств.»
В частности, установлено постоянное сотрудничество с администрациями железных дорог Кыргызстана, Туркменистана и Турции по развитию транспортного коридора «Азиатско-Тихоокеанский регион - Китай - Кыргызстан - Узбекистан - Туркменистан - Азербайджан - Грузия - Турция» (CASCA+) и ведется работа по присоединению к данному Соглашению других государств.
В целях ускорения вышеуказанной работы, быстрого и эффективного решения возникающих проблем, а также интеграции железных дорог Китая, стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Южной и Юго-Восточной Азии со странами Центральной Азии, Кавказа и Европейского Союза Президент Республики Узбекистан предложил организовать Международный железнодорожный совет и создать его дирекцию в городе Ташкенте на 10-м саммите ОТГ в Астане.
Совет в качестве независимого международного органа может объединить Евроазиатское транспортное сообщество и позволить ему выполнять множество транспортно-логистических задач. В частности:
- упрощение подготовки необходимых документов;
- разработка и принятие единых стандартов для цифровых транспортных документов;
- создание мультипликативного эффекта в диверсификации региональных транспортных систем и развитии коридоров;
- увеличение доходов от экспорта транспортных услуг стран-участниц, расположенных в транзитных коридорах.
Кроме того, присоединение всех стран к системе e-Tir и e-Permit в рамках ОТГ приведет к упрощению процесса перевозки грузов и сокращению транспортных расходов.
Вместе с тем, создание совместного предприятия между железнодорожными администрациями Казахстана и Узбекистана позволит увеличить объемы грузоперевозок между двумя странами и обеспечить быструю и комфортную перевозку грузов, проходящих через территорию государств.