Сотрудничество в рамках диалогового формата «Центральная Азия – Китай»

Формат «Центральная Азия плюс Китай» представляет собой стратегическую платформу, направленную на укрепление сотрудничества между Китаем и пятью странами Центральной Азии. С момента своего формирования этот формат стал важным инструментом для усиления многовекторного сотрудничества в формате «ЦА плюс», развития политических, экономических и культурных связей по линии ЦА - КНР. Служит платформой для диалога по ключевым вопросам, включая экономическое развитие, безопасность и культурный обмен.
В Узбекистане, с учётом собственных приоритетов внешней политики и усилий, направленных на обеспечение социально-экономического развития, взаимодействие в рамках формата «Центральная Азия + Китай» рассматривается как важный инструмент для привлечения инвестиций, расширения экспортных возможностей, развития инфраструктуры и повышения региональной взаимосвязанности. Особое значение придется тем направлениям сотрудничества, которые напрямую способствуют реализации национальных стратегий в области промышленной модернизации, цифровизации, продовольственной и энергетической безопасности. В этом контексте Узбекистан активно продвигает инициативы по развитию транспортно-логистических коридоров, участию в проектах «Зелёного пояса», совместным научно-образовательным программам, а также углублению гуманитарного и культурного обмена.
В Узбекистане также внимательно наблюдают за развитием Китайской Народной Республики, которая за последнее десятилетие превратилась в крупную современную экономическую державу, достигла грандиозного промышленного, технологического, инновационного и социального прогресса.
Узбекистан придаёт приоритетное значение развитию и укреплению отношений с Китаем, который является одним из ключевых стратегических партнёров для всех стран Центральной Азии. Такое сотрудничество рассматривается не только как важный элемент внешнеполитического курса, но и как действенный механизм поддержки устойчивого экономического роста региона.
Первое. По прогнозам, к 2030 году совокупный ВВП стран Центральной Азии вырастет до $700 млрд по сравнению с $450 млрд в 2023 году. При этом, ожидается, что экспорт из региона увеличится со $125 млрд до $200 млрд. Этот существенный рост обусловлен динамичным развитием производственного сектора, особенно в Узбекистане, где, согласно прогнозам, объём производства меди может достичь 500 тыс. тонн в год, а экспорт продукции текстильной и швейной промышленности - увеличиться до $10 млрд.
Китай стал одним из ведущих торговых партнеров стран Центральной Азии. В 2024 году объем торговли между Китаем и Центральной Азией достиг $94,8 млрд, увеличившись на $5,4 млрд по сравнению с предыдущим годом. Основными экспортными товарами из Китая являются обувь, текстиль и одежда ($20 млрд), машины и транспортные средства ($11 млрд), электроника ($3 млрд), а также железо и сталь ($2 млрд).
Поэтому, исходя из этого, появляются все предпосылки для двукратного увеличения товарооборота стран Центральной Азии с Китаем к 2030г., прежде всего за счёт сбалансированного роста взаимных поставок промышленных товаров и сельхозпродукции, формирования эффективной торгово-логистической инфраструктуры и современных оптово-распределительных сетей, внедрения системы «зелёного» и экспресс-коридоров, создания общих платформ электронной коммерции.
Все эти вопросы актуальны для всех наших стран и формат сотрудничества «C5+China» будет только содействовать решению этих вопросов в интересах всех стран-участниц диалога.
В Узбекистане приветствуют намерение Китая постепенно открыть своей рынок для импорта товаров из стран Центральной Азии. Это является новым подходом китайского руководства к развитию отношений с центральноазиатскими странами.
Такая политика Китая также будет в дальнейшем содействовать экономическому развитию стран нашего региона.
Второе. Согласно Индексу эффективности логистики Всемирного банка (Logistics performance index - LPI), в 2023 г. страны региона заняли не высокие позиции по сравнению со средним мировым уровнем (Казахстан - 79 место среди 139 стран мира, Узбекистан – 88, Кыргызстан – 123, Таджикистан – 97). В этой связи дальнейшее формирование транспортной взаимосвязанности стран региона может стать одним из значительных компонентов социально-экономического прогресса.
В своем выступлении на первом Саммите «Центральная Азия – Китай» Президент нашей страны подчеркнул стратегическую важность развития безопасных и кратчайших транспортных коридоров, соединяющих Китай с нашим регионом, с выходом на Европу, Ближний Восток и Южную Азию.
Важным является объединение усилий стран региона и Китая по реализации перспективных трансграничных проектов, таких как автомобильная и железная дороги «Китай – Кыргызстан - Узбекистан» и железная дорога «Узбекистан – Афганистан - Пакистан». Эти коридоры позволят сократить расстояние и оптимизировать логистику и приведут к снижению транспортных затрат для бизнеса и потребителей. В частности, маршрут «Китай - Кыргызстан – Узбекистан» сократит транспортировку грузов по маршруту «Китай – Европа» на 900 километров, что значительно сократит время перевозки грузов. Эта железная дорога (в случае соединения к «Среднему коридору») будет обрабатывать дополнительно 5-6 млн тонн грузов в год.
Наряду с Транскаспийским международным транспортным маршрутом, также известного как «Средний коридор», представляется важным развитие «Южного коридора», связывающего Китай и Европу через Центральную Азию, Иран и Турцию. Одним из особенностей этого маршрута является то, что он охватывает также все страны региона, в том числе Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан.
«Южный коридор» - это наземный коридор, который в основном предпочитают автомобильные перевозчики, поскольку он позволяет избежать пересечения Каспийского моря и связанных с ним проблем, включая неэффективность портов и ограниченное и непредсказуемое время переправы. Время транзита составляет около 14-20 дней для пунктов назначения между Китаем и Евросоюзом.
«Средний коридор» проходит от китайско-казахстанской границы через Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в страны Европы. В перевозках задействованы железнодорожный и морской транспорт (по акватории Каспийского моря). Протяженность маршрута – 7 тыс. км, пропускная способность – от 4,5 млн до 27 млн тонн в год. Перевозка грузов занимает от 14 до 45 дней. В настоящее время по этому коридору перевозится 6 млн тонн грузов. В 2030 г., по прогнозам Всемирного банка, объем перевозок достигнет 11 млн тонн.
Согласно последним исследованиям ЕБРР, объем инвестиций, необходимых для модернизации инфраструктуры Среднего коридора, оценивается в 18,5 млрд евро. Приоритетными областями для инвестиций являются: восстановление и модернизация железнодорожной и автомобильной сети, расширение подвижного состава, увеличение пропускной способности портов и улучшение пунктов пересечения границ стран-участниц. На инфраструктурные развитие на территории Узбекистана потребуется $3,5 млрд.
"Средний коридор" имеет следующие проблемы:
1) неустойчивость цен и нехватка транспорта, особенно на судах Каспийского моря и локомотивах Азербайджана/Грузии, создают серьезные препятствия;
2) пропускная способность «Среднего коридора» в настоящее время составляет около 5% пропускной способности Северного коридора, при этом значительные задержки часто вызваны недостаточной инфраструктурой и плохой координацией;
3) длительные задержки при пересечении границы между Кыргызстаном и Казахстаном,
4) неоптимальное использование портов Каспийского моря, что приводит к недостаточному развитию возможностей,
5) непосредственная экологическая угроза из-за обмеления в регионе,
6) продолжающаяся нестабильность вдоль границ Армении и Азербайджана, а также между Грузией и Россией,
7) постоянные военные действия в районе Черного моря.
Недавно запущенная железнодорожная линия «Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция» является свидетельством этого потенциала, целью которого является сокращение времени и затрат на перевозки между Южной Азией, СНГ и Европой. Общая протяженность маршрута – более 4 500 км. Этот коридор включен в Стратегию развития транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА), рассчитанную на 2026 год.
Узбекистан рассматривает Южный коридор как важный канал транзита товаров, расширения торгово-экономических связей стран Центральной Азии как с Китаем, тик и со странами Европы, обеспечив надежный и эффективный маршрут перевозки грузов.
Страны-участницы станут важным транзитным хабом на пути между Европой и Азией, что повысит их геополитическую значимость. Новые инфраструктурные объекты позволят странам-участницам получить более легкий доступ к рынкам друг друга и к новым рынкам в Центральной Азии и за ее пределами.
Стратегическое развитие транспортных коридоров через Центральную Азию открывает огромные перспективы для экономического роста и региональной интеграции. Решая существующие проблемы и инвестируя в инфраструктуру, мы можем гарантировать, что эти коридоры станут предпочтительными маршрутами для торговли, способствуя процветающему будущему обоих регионов.
По мере нашего продвижения вперед сотрудничество между Китаем и Центральной Азией будет иметь решающее значение. Инвестиции в инфраструктурное развитие будут играть ключевую роль в реализации наших общих целей.
Вместе мы можем превратить Центральную Азию в жизненно важный центр глобальной торговли, стимулируя экономический рост и способствуя более тесным связям между нашими регионами.
Третье. Узбекистан стремится удвоить энергоэффективность в экономике, а Китай является одним из ведущих поставщиком энергосберегающих технологий. В Узбекистане существует большой потенциал для повышения энергоэффективности, в частности, в нефтегазовом секторе. Например, 9% природного газа, добываемого в Узбекистане, теряется при добыче и транспортировке, по сравнению с 3,6% в Норвегии, 4% в Нидерландах и 6% в Германии. Сотрудничество с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) может модернизировать нефтегазовый сектор Узбекистана, повысить эффективность и сократить потери при добыче нефти и газа.
Четвертое. Узбекистан стремится перенять опыт Китая в области стандартов «зеленого» строительства и проектов модернизации для достижения цели урбанизации в 60% к 2030 году. Партнерство с такими компаниями, как Китайская государственная инженерно-строительная корпорация (CSCEC), и такими институтами, как Китайская академия строительных исследований, может способствовать передаче технологий.
Узбекистан предлагает создать совместные предприятия по разработке зеленого водорода с такими компаниями КНР, как State Power Investment Corp (SPIC) и China Energy Investment Corp (CEIC).
Узбекистан обладает высоким потенциалом в области солнечной и ветровой энергетики. Сотрудничество по крупномасштабным проектам в этих направлениях может стать ключевым фактором для устойчивого экономического роста страны и обеспечения её энергетической безопасности. К 2035 году потребление электроэнергии в стране вырастет почти вдвое – с 66,3 ТВт*ч до 121,6 ТВт*ч. При этом, в стране имеется потенциал для установки солнечных панелей мощностью 5,7 тыс. МВт в 1,9 млн домохозяйств. Это позволит ежегодно производить 8,2 млрд кВт*ч электроэнергии и экономить 2,7 млрд м3 газа.
Увеличение совместных предприятий по производству солнечных панелей и ветряных турбин в Узбекистане могут снизить затраты и создать рабочие места. Привлечение ведущих компаний Китая, таких как JinkoSolar, Trina Solar, JA Solar, LONGi Solar и многих других ведущих компаний, к производству высокоэффективных солнечных модулей.
Совместные исследования Туринского политехнического университета в Ташкенте и Университета Цинхуа могут способствовать развитию солнечных батарей, ветряных турбин и систем хранения заряда аккумуляторов, адаптированных к климату Узбекистана.
Пятое. Развитие трансграничных линий передачи энергии может интегрировать проекты Узбекистана в области зеленой энергетики в китайскую инициативу “Один пояс, Один путь”. Узбекистан намерен экспортировать 7-10 ГВт электроэнергии к 2030 году.
Шестое. Узбекистан все активнее внедряет электромобили и создал совместные предприятия с китайскими автопроизводителями, такими как BYD. По итогам 2024 года в Узбекистан было импортировано 74,7 тыс. легковых автомобилей общей стоимостью $1,28 млрд, более половины которых пришлись на электромобили и гибридные автомобили. Доля Китая составила более 80%, что свидетельствует о важности с Китаем в данном направлении. Дальнейшее сотрудничество в области инфраструктуры для зарядки электромобилей и производства аккумуляторов может способствовать улучшению инфраструктуры электротранспорта в Узбекистана и укреплению лидерства Китая в этом секторе.
Седьмое. Узбекистан обладает значительными запасами важнейших полезных ископаемых, включая литий (174 тыс тонн), графит (15,2 млн тонн), тантал и ниобий (10 тыс тонн), титан, железо и цирконий (62 млн тонн), никель, кобальт, магний (19,7 млн тонн), ванадий, редкоземельные элементы (12,3 млн тонн) и цинк (1,6 млн тонн). Анализ, проведенный компанией «Эрнст энд Янг», показывает, что только 40% территории Узбекистана подверглось геологической разведке, что свидетельствует о значительном потенциале для расширения базы важнейших минеральных ресурсов. Эти полезные ископаемые необходимы для реализации проектов «зеленой» экономики.
Формат «Центральная Азия + Китай» усиливает политический диалог между странами региона и Китаем, способствуя укреплению доверия и совместному решению региональных проблем. Он также предоставляет альтернативу другим внешним форматам сотрудничества, таким как «РФ + ЦА», «США + ЦА» или «ЕС + ЦА».
Важным являются меры по укреплению экономического взаимодействия в рамках формата «Центральная Азия - Китай», дальнейшее продвижение взаимовыгодного сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес, поможет эффективно добиваться поставленных целей для развития и процветания наших стран и народов.
В будущем формат «Центральная Азия + Китай» может быть институционализирован, например, через создание постоянного секретариата, что позволит более эффективно координировать совместные проекты и инициативы. Также ожидается расширение сотрудничества в новых областях, таких как цифровая трансформация и устойчивое развитие.
Формат «Центральная Азия + Китай» играет ключевую роль в формировании нового регионального порядка, способствуя экономическому росту, политической стабильности и культурному обмену. Его дальнейшее развитие будет зависеть от способности стран-участниц эффективно управлять вызовами и использовать возможности для взаимовыгодного сотрудничества.
Центр экономических исследований и реформ