Активная дипломатия Узбекистана: 2025 год - от динамичного диалога к конкретным результатам

2025 год стал для Узбекистана этапом качественного обновления и укрепления его внешнеполитических позиций. В условиях сложной и неоднозначной международной обстановки, характеризующейся ростом геополитической напряжённости, трансформацией глобальных институтов и усилением конкуренции за ресурсы и рынки, Узбекистан под руководством Президента Шавката Мирзиёева последовательно проводил открытую, прагматичную, активную и инициативную внешнюю политику. Именно такой подход позволил не только сохранить устойчивость внешних связей, но и придать им новое содержательное наполнение, соответствующее долгосрочным интересам страны и задачам внутреннего развития.
Как подчеркнул Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 26 декабря 2025 года в Послании Олий Мажлису и народу, «в последнее время страна становится международной диалоговой площадкой, где обсуждаются глобальные вопросы».
Дипломатическая стратегия Нового Узбекистана как неотъемлемая часть проводимых в стране масштабных социально-экономических реформ была направлена на формирование благоприятных внешних условий для модернизации экономики, привлечения инвестиций, зарубежных туристов, расширения экспортного потенциала, а также на укрепление гуманитарных и культурных связей. В основе внешнеполитического курса неизменно лежали принципы открытости, равноправного партнёрства, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела государств и строгого соблюдения норм международного права.
Политический диалог на высшем уровне с видными мировыми лидерами вышел на новую ступень и стал регулярным. Были достигнуты новые соглашения с лидерами США, Китая, России, Франции, Италии, Турции, Южной Кореи, Японии, Малайзии и ряда арабских государств. В 2025 году количество двусторонних встреч на уровне глав государств и правительств превысило 55, что свидетельствует о росте взаимного доверия с зарубежными партнёрами.
Аналогичная тенденция наблюдалась и в процессе развития интенсивного политического диалога на высоком уровне. В течение года делегации Узбекистана высокого уровня осуществили 172 визита в 93 государства мира, охватив практически все ключевые регионы планеты. Существенную роль в наполнении международной повестки сыграли также представители министерств, ведомств и региональных администраций, которые при содействии дипломатических миссий совершили около 300 служебных поездок более чем в 50 стран, что позволило вывести внешние связи на прикладной, практико-ориентированный уровень.
Выступая активной принимающей стороной, Узбекистан стал одним из центров мировой дипломатии. Это наглядно подтверждается тем фактом, что в стране были организованы форумы, ассамблеи и конференции Всемирного межпарламентского союза, гражданской службы ООН, Генеральная конференция ЮНЕСКО, Международная климатическая конференция, Ташкентский саммит стран региона и ряд других крупных мероприятий. В нашей стране находились свыше 120 иностранных делегаций высокого уровня, а также около 300 делегаций региональных органов управления зарубежных государств. Эти контакты способствовали развитию межрегионального сотрудничества, установлению прямых связей между деловыми кругами и расширению договорно-правовой базы взаимодействия.
Особое место во внешнеполитической стратегии Узбекистана традиционно занимает Центральная Азия. В 2025 году данный приоритет получил дальнейшее институциональное развитие. Узбекистан председательствовал в Консультативной встрече глав государств Центральной Азии, причём впервые председательство осуществлялось на основе отдельной комплексной программы. В её рамках были охвачены вопросы экономического взаимодействия, транспортной связанности, экологии, рационального использования водных ресурсов и гуманитарных обменов.
Проведение более двадцати крупных мероприятий и состоявшийся в Ташкенте исторический по своим результатам саммит глав государств региона под председательством Президента Шавката Мирзиёева стали кульминацией региональной дипломатии года и подтвердили стремление стран Центральной Азии к углублению доверия и совместному развитию.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что обширный наш регион впервые за долгое время становится единым, полноценным субъектом мировой политики. Об этом свидетельствует растущее внимание международного сообщества и изменившееся восприятие региона на глобальной арене. Яркий пример - развитие форматов «Центральная Азия плюс», которые в 2025 году наполнились новым конкретным практическим содержанием. Проведение саммитов с Европейским Союзом, Китаем, Россией, США и Японией наглядно продемонстрировало возросшую роль региона в глобальной политике и усилило его позиции как пространства стабильности, предсказуемости и взаимовыгодного сотрудничества.
Важным направлением внешней политики в 2025 году стало дальнейшее расширение её географии. Наряду с традиционными партнёрами по СНГ, Европе и Азии активизировались контакты со странами Восточной Европы, Ближнего Востока, Африки и Южной Америки. Проведение первых в истории двусторонних мероприятий на высшем уровне со Словакией, Сербией, Иорданией, Парагваем и рядом других государств стало свидетельством последовательного расширения международного присутствия Узбекистана. В результате общее число стран, с которыми республика поддерживает дипломатические отношения, достигло 165.
На этом фоне особое значение в международной жизни Узбекистана в 2025 году приобрели события, оказавшие стратегическое влияние на внешнеполитическое позиционирование страны. Подписание Расширенного соглашения о партнёрстве и сотрудничестве с Европейским Союзом и визит Президента Шавката Мирзиёева в Брюссель ознаменовали переход отношений с ЕС на качественно новый уровень. Документ создал прочную правовую основу для углубления политического диалога, расширения торгово-экономических связей, привлечения инвестиций и развития сотрудничества в сферах устойчивого развития, зелёной экономики и цифровизации, а также стал отражением высокой оценки европейскими партнёрами проводимых в Узбекистане реформ.
Продолжая курс на расширение и углубление взаимодействия с ключевыми мировыми центрами силы, Узбекистан продолжил поступательно развивать отношения с Соединенными Штатами Америки. Знаковым событием в этом направлении явились успешные итоги прошедшего в ноябре в Вашингтоне саммита в формате «С5+1», объединившего лидеров США и государств Центральной Азии. Роль Узбекистана в данном формате оценена международными экспертами и политиками как ключевого инициатора регионального сотрудничества и ответственного партнера США в вопросах устойчивого развития, безопасности, экономического взаимодействия и расширения гуманитарных связей.
Не менее значимым событием стало участие Президента Узбекистана в заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Выступление главы государства на главной международной площадке подтвердило приверженность страны принципам многосторонности, мирного диалога и коллективного поиска решений по актуальным глобальным проблемам.
В 2025 году по инициативе Узбекистана Генеральной Ассамблеей ООН были приняты четыре резолюции, отражающие приоритеты страны в сфере устойчивого развития, региональной безопасности и гуманитарного сотрудничества. Кроме того, Узбекистан был избран в ряд авторитетных органов ООН, что стало свидетельством растущего доверия со стороны международного сообщества.
Историческим событием года стало проведение в Самарканде 43-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Впервые за последние сорок лет данный форум прошёл за пределами Парижа, что стало беспрецедентным признанием культурного, исторического и цивилизационного значения Узбекистана. Самарканд на несколько дней превратился в глобальную площадку диалога по вопросам образования, науки и культуры, усилив гуманитарное измерение внешней политики страны и её имидж как одного из центров межцивилизационного взаимодействия.
Параллельно с активной политической дипломатией в 2025 году динамично развивалась экономическая дипломатия, которая окончательно утвердилась в качестве одного из ключевых инструментов внешнеполитического курса. Системная работа в формате «Министерство иностранных дел — дипломатические представительства — отраслевые ведомства — регионы» позволила добиться ощутимых результатов в привлечении иностранных инвестиций и расширении внешнеэкономических связей. За десять месяцев года при содействии дипломатических миссий было освоено 34,4 миллиарда долларов США иностранных инвестиций.
Эффективность проводимой экономической политики получила высокую оценку со стороны международных финансовых институтов и рейтинговых агентств. В 2025 году агентства «Fitch Ratings» и «S&P» повысили суверенный рейтинг Узбекистана с уровня «BB-» до «BB», а агентство «Moody’s» изменило прогноз со «стабильного» на «позитивный», что свидетельствует о росте доверия к экономике страны и устойчивости проводимых реформ.
Активизация внешнеэкономической деятельности способствовала и росту внешнеторговых показателей. За одиннадцать месяцев 2025 года объём внешнеторгового оборота достиг 72,7 миллиарда долларов, при этом экспорт составил 30,8 миллиарда долларов, увеличившись на 6,6 миллиарда долларов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Существенное сокращение отрицательного сальдо во внешней торговле стало результатом целенаправленной работы дипломатических представительств по диверсификации рынков и продвижению отечественной продукции за рубежом.
Важную роль в формировании позитивного международного имиджа страны в 2025 году сыграло развитие туризма как элемента «мягкой силы». За одиннадцать месяцев страну посетили 10,7 миллиона иностранных туристов. По данным статистики, ежемесячно Узбекистан оказывает гостеприимство свыше одному миллиону иностранных граждан. Активное участие в международных выставках, масштабные презентационные мероприятия за рубежом и проведение в Ташкенте первого Туристического форума «Центральная Азия – Европейский Союз» способствовали укреплению позиций Узбекистана как одного из наиболее перспективных туристических направлений региона.
Значительное внимание в уходящем году уделялось защите прав и интересов граждан Узбекистана за рубежом, что является важным гуманитарным измерением внешней политики. За январь–сентябрь 2025 года было осуществлено свыше 385 тысяч консульских действий, возвращены незаконно изъятые документы, взысканы задолженности по заработной плате, реализуются программы возвращения соотечественников на родину. Параллельно совершенствовались цифровые консульские сервисы, расширялась география безвизового и упрощённого въезда для граждан Узбекистана, а также укреплялось взаимодействие с диаспорами.
Таким образом, подводя итоги 2025 года, можно с уверенностью констатировать, что внешняя политика Узбекистана продемонстрировала высокую степень зрелости, последовательности и результативности. Страна не только укрепила свои позиции на международной арене, но и использовала дипломатические инструменты для содействия внутреннему развитию, повышения инвестиционной привлекательности и улучшения качества жизни граждан. Узбекистан завершает год с расширенной сетью партнёрств, прочной договорно-правовой базой и ясным видением дальнейших целей, оставаясь открытым для мира и с оптимизмом смотря в будущее.
ИА «Дунё»